основные пути общественного развития
10-11 класс
|
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
Первичная движущая сила развития живой природы.Стихийное управление.
Движения, развития не бывает без движущих сил.Именно они определяют направление и интенсивность движения. Например, в области электрических явлений - это электродвижущая сила, в области механических - сила динамическая. Есть такие силы и в живой природе, в человеческом обществе.
ПЕРВИЧНОЙ ДВИЖУЩЕЙ СИЛОЙ развития всей живой природы, в том числе и человека, ЯВЛЯЕТСЯ ГЕНЕТИЧЕСКИ НАСЛЕДУЕМОЕ СТРЕМЛЕНИЕ биологической особи УДОВЛЕТВОРЯТЬ СВОИ ПОТРЕБНОСТИ. Без такого стремления невозможна сама жизнь.
В стремлении удовлетворять свои потребности биологические особи сталкиваются с препятствиями к их удовлетворению (например, с недостатком пищи). При этом в наилучших относительно условиях находится та биологическая особь, отклонения от норм в которой или ее мутантные изменения, что обозначается общим термином "девиации", обеспечивают более полное удовлетворение потребностей, а значит большую вероятность выживания и размножения особи. Такие позитивные девиации закрепляются в популяции благодаря свойству наследственности и естественному отбору. Результатом является неизбежное изменение биологических структур от низших форм к более высоким, появление структур более высокого уровня, т.е. развитие от низшего к высшему (эволюция), в частности, появление разума.
Это направленное развитие, имеющее форму природно-естественной целесообразности, в нашем сознании отражается как движение с целью совершенствования. Понятно, что такая цель никем не ставится, это всего лишь мысленная абстракция цепи наблюдаемых в живой природе преобразований. В науке эволюция трактуется как реализация стремления к повышению упорядочения (антипод хаоса), свойственного живой природе. Упорядочение, т.е. организованность, согласованность действий систем организма, является важным качеством живой природы. У организма, обладающего более высокой степенью упорядочения, есть бoльшая возможность выжить, поэтому естественный отбор формирует стремление повысить упорядочение. Поскольку упорядочение всегда осуществляется через управление, то развитие в живой природе рассматриваются как результат СТИХИЙНОГО, или ОБЪЕКТИВНОГО, управления. В отличие от управления СОЗНАТЕЛЬНОГО, или СУБЪЕКТИВНОГО, которое осуществляется некоторыми животными и людьми.
Другие вопросы из категории
человек становится вполне человеком только в процессе культуры
1. Причины закрепления Права на свободу совести
2. Гарантии обеспечения Права на свободу совести
3. Виды религиозного обучения в РФ
Читайте также
соответствующую позицию из второго столбца.
Типы обществ Характеристики общественного развития
А) традиционное 1) промышленный переворот
Б)индустриальное 2) развитие информационных технологий
В) постиндустриальное 3)сословный характер социальной структуры
слова? 2) В чем состоит различие между понятиями «социум» и «общество»? 3) Каковы основные уровни рассмотрения общества? 4) Как менялись представления людей о взаимосвязи общества и природы? Чем были вызваны эти изменения? 5) Покажите многозначность понятия «культура». 6) Какова роль культуры в жизни общества? 7) Проиллюстрируйте примерами тезис об условности деления культуры на материальную и духовную. 8) Какие отношения философы считают общественными? 9) Чем закономерности общественного развития отличаются от законов природы
связаны б) изменения в одной сфере жизни общества не влияют на другие сферы и общество в целом
2.Верны ли суждения о формационном подходе к анализу общественного развития: а) Формационный подход позволяет увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов.
б)Формационнй подход ставит в центр исследования человека и его деятельность.
3. Верны ли следующие суждения о сущности понятия "цивилизация":
а) Цивилизация-это стадия общественного развития,следующая за дикостью и варварством
б) Цивилизация-это состояние общества, признающего ценности мира, экономического процветания,свободы,закона.
а постепенный характер перемер -________________________ формой общественного развития
позволяет утверждать, что общество является системой? 2) Каковы важнейшие
компоненты общества как системы? 3) Что такое общественный институт?
Назовите основные институты общества. 4) Назовите и охарактеризуйте
основные сферы жизни общества. 5) Как связаны общественные отношения,
институты и сферы жизни общества? Проиллюстрируйте эту связь примерами.
6) Приведите примеры, отражающие взаимосвязь различных сфер жизни
общества. 7) Какие черты развития общества выделяют сторонники
эволюционного подхода? 8) В какой форме выражается скачкообразность
общественного развития? 9) Как и почему менялись оценки роли революций в
развитии общества? 10) Что свидетельствует об ускорении в последнее время
темпов общественного развития?