в чём выражается взаимосвязь чувственного и рационального познания?
10-11 класс
|
При оценке значения этих различных форм познания в гносеологии возникли два основных направления - эмпиризм и рационализм. Эмпиризм (от древне греч. "empeiria" - опыт) признает чувственный опыт главным источником знания и считает, что все остальное знание опирается на чувственное познание. Рационализм (от лат. "ratio" - разум) - признает разум, мышление основой познания. Между представителями эмпиризма и рационализма шел постоянный спор, особенно в философии Нового времени. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) считали, что в сознании человека есть набор некоторых исходных "врожденных" идей. Это такие идеи, как "я мыслю, следовательно существую", основные положения логики и математики (целое больше части и т.п.). Исходя из них как из аксиом можно посредством логических выводов получать знание о действительности. Эмпирики (Бэкон, Локк, Юм) доказывали, что никаких врожденных идей не существует. От рождения сознание человека есть "чистая доска", а все знание первоначально приобретается из восприятия и опыта. Их основной принцип: "нет ничего в разуме, чего сначала не было бы в чувствах". Рационалисты считали основным методом познания логическую дедукцию - вывод из общих идей разума более конкретного знания. В этом они ориентировались на методы математики, пытались построить и в других науках такие же строгие дедуктивные системы. Эмпирики подчеркивали роль наблюдений, фактов и их обобщения с помощью индукции. Индуктивный метод предполагает сначала сбор многих фактов, наблюдений, а затем их обобщение с целью обнаружения общих свойств и устойчивых взаимосвязей, которые выражаются в виде законов. Спор между рационализмом и эмпиризмом внес много ценного в теорию познания. Но сторонники рационализма и эмпиризма слишком преувеличивали значение одной стороны человеческого познания и соответственно недооценивали другую. Для того чтобы получить знание, на самом деле нужны и понятия разума, и чувственный опыт. Противостояние между рационализмом и эмпиризмом во многом преодолел в своем учении о познании Кант, который показал, что в познании всегда необходим синтез чувственного и рационального. Согласно Канту, опыт, эмпирия дает материал, содержание нашему познанию, а разум придает ему форму. Содержание невозможно без формы, а форма без содержания. В современной теории познания положение о том, что в человеческом познании чувственное и рациональное неразрывно связаны, стал общепринятым
Другие вопросы из категории
свои интересы посредством таких институтов гражданского общества, как суд и прокуратура.
ПРОЯВЛЕНИЯ:
1)создание живописного произведения
2)открытие нового закона физики
3)строительство дома
4)изготовление глиняной посуды
5)внедрение новой технологии в производство
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А)МАТЕРИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В)ДУХОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2) Установите соответствие между характерными признаками и политическими режимами
ПРИЗНАКИ
1)независимая судебная система
2)культ личности вождя
3)политический плюрализм
4)фактическое слияние ветвей власти
5)права и свободы граждан ограниченны главным образом в политической сфере
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ
А)демократический
В)авторитарный
С)тоталитарный
3)Установите соответствие между социальными институтами и сферами жизни общества
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
1)государство
2)производство
3)частная собственность
4)армия
5)рынок
СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
А)экономическая
В)политическая
а)Президент РФ вправе принять решение об отставке Правительства РФ
б)Совет Федерации утверждает военную докторину