Статистика
Всего в нашей базе более 4 327 663 вопросов и 6 445 976 ответов!

в чём выражается взаимосвязь чувственного и рационального познания?

10-11 класс

240612 09 нояб. 2016 г., 10:21:05 (7 лет назад)
Рейтинг
+ 0 -
0 Жалоба
+ 0 -
79531671421
09 нояб. 2016 г., 10:55:45 (7 лет назад)

При оценке значения этих различных форм познания в гносеологии возникли два основных направления - эмпиризм и рационализм. Эмпиризм (от древне греч. "empeiria" - опыт) признает чувственный опыт главным источником знания и считает, что все остальное знание опирается на чувственное познание. Рационализм (от лат. "ratio" - разум) - признает разум, мышление основой познания. Между представителями эмпиризма и рационализма шел постоянный спор, особенно в философии Нового времени. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) считали, что в сознании человека есть набор некоторых исходных "врожденных" идей. Это такие идеи, как "я мыслю, следовательно существую", основные положения логики и математики (целое больше части и т.п.). Исходя из них как из аксиом можно посредством логических выводов получать знание о действительности. Эмпирики (Бэкон, Локк, Юм) доказывали, что никаких врожденных идей не существует. От рождения сознание человека есть "чистая доска", а все знание первоначально приобретается из восприятия и опыта. Их основной принцип: "нет ничего в разуме, чего сначала не было бы в чувствах". Рационалисты считали основным методом познания логическую дедукцию - вывод из общих идей разума более конкретного знания. В этом они ориентировались на методы математики, пытались построить и в других науках такие же строгие дедуктивные системы. Эмпирики подчеркивали роль наблюдений, фактов и их обобщения с помощью индукции. Индуктивный метод предполагает сначала сбор многих фактов, наблюдений, а затем их обобщение с целью обнаружения общих свойств и устойчивых взаимосвязей, которые выражаются в виде законов. Спор между рационализмом и эмпиризмом внес много ценного в теорию познания. Но сторонники рационализма и эмпиризма слишком преувеличивали значение одной стороны человеческого познания и соответственно недооценивали другую. Для того чтобы получить знание, на самом деле нужны и понятия разума, и чувственный опыт. Противостояние между рационализмом и эмпиризмом во многом преодолел в своем учении о познании Кант, который показал, что в познании всегда необходим синтез чувственного и рационального. Согласно Канту, опыт, эмпирия дает материал, содержание нашему познанию, а разум придает ему форму. Содержание невозможно без формы, а форма без содержания. В современной теории познания положение о том, что в человеческом познании чувственное и рациональное неразрывно связаны, стал общепринятым

Ответить

Другие вопросы из категории

одним из направлений развития гражданского общества в современной россии является создание попечительских советов при школах. граждане могут отстаивать

свои интересы посредством таких институтов гражданского общества, как суд и прокуратура.

1)Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями.

ПРОЯВЛЕНИЯ:
1)создание живописного произведения
2)открытие нового закона физики
3)строительство дома
4)изготовление глиняной посуды
5)внедрение новой технологии в производство

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А)МАТЕРИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В)ДУХОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



2) Установите соответствие между характерными признаками и политическими режимами
ПРИЗНАКИ
1)независимая судебная система
2)культ личности вождя
3)политический плюрализм
4)фактическое слияние ветвей власти
5)права и свободы граждан ограниченны главным образом в политической сфере

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ
А)демократический
В)авторитарный
С)тоталитарный


3)Установите соответствие между социальными институтами и сферами жизни общества
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
1)государство
2)производство
3)частная собственность
4)армия
5)рынок

СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
А)экономическая
В)политическая

Верны ли суждения?

а)Президент РФ вправе принять решение об отставке Правительства РФ
б)Совет Федерации утверждает военную докторину



Вы находитесь на странице вопроса "в чём выражается взаимосвязь чувственного и рационального познания?", категории "обществознание". Данный вопрос относится к разделу "10-11" классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "обществознание". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.