основные области духовности общества
5-9 класс
|
Области духовной сферы (идеологическая, научная, художественная и другие) образуют определенную целостность. Они связаны между собой структурно, как элементы системы духовной жизни, и функционально, ибо взаимопроникают, дополняют друг друга. Цементирующая роль принадлежит идеологической области, которая придает всей духовной сфере социально направленный характер. Идеологическая область благодаря присущей ей специфике во все времена истории играла главенствующую роль в духовной сфере общества. Уже в силу этого она воздействовала на взаимосвязь идеологии и общественной психологии, а также на их связь с наукой и искусством. Так, творческое воображение, интуиция, свойственные искусству, присущи и научному познанию, и идеологическому отражению. Их взаимодействие выражается в том. что искусство в определенной мере выполняет познавательные, мировоззренческие, регулятивные функции. Главное же в их взаимодействии состоит в том, что искусство, удовлетворяя потребности людей в самовыражении и самоутверждении, в проявлении эмоций и чувств, выступает необходимым звеном духовной сферы общества. Без художественной и эстетической деятельности духовная жизнь не может быть полноценной.
Другие вопросы из категории
1) наследственность
2) общественная среда
3) место рождения
4) самовоспитание
Что хотел сказать этими словами немецкий поэт и философ Новалис. Согласен ли ты с ним? Приведи 2-3 аргумента в защиту своей позиции.
Читайте также
столбца.
ФАКТЫ
СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
А) производство товаров и услуг
1) экономическая
Б) отношения «отцов» и «детей»
2) социальная
В) межнациональный конфликт
Г) оказание банковских услуг
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А
Б
В
Г
В2. Ниже приведён перечень социальных групп. Все из них за исключением одной образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из их ряда, образованному по другому признаку:
Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.
В3. Найдите в приведённом ниже списке пути общественного развития и выпишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания:
1) дифференциация
2) эволюция
3) мобильность
4) стратификация
5) революция
В4. Запишите слово, пропущенной в приведенной ниже схеме:
В5. Установите соответствие основных сфер жизни общества и характерных для них явлений.
СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
ХАРАКТЕРНОЕ ЯВЛЕНИЕ
1) политическая
А) Повышение налогов на бензин.
2) экономическая
Б) Выражение недоверия правительству.
3) социальная
В) Премьера оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».
4) духовная
Г) Повышение пенсий по старости на 200 рублей.
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А
Б
В
Г
Часть 3.
Прочтите текст и выполните задания С1—С4
Под социальной группой понимают объединение людей, имеющих общие признаки, общие интересы, ценности, традиции. Социальные группы классифицируют по различным основаниям. Приведем некоторые из них: в зависимости от наличия или отсутствия официального статуса группы делятся на формальные и неформальные. В зависимости от количества членов социальные группы делятся на малые, средние и большие.
К формальным относятся группы, построенные на основе официальных нормативных документов, на положениях, инструкциях. Члены таких групп нацелены на выполнение каких-либо видов деятельности и имеют упорядоченную определенным образом структуру. К неформальным группам относят стихийно складывающиеся объединения людей, которые не имеют документов, регламентирующих их деятельность. В формальных группах могут складываться отношения, которые характерны для неформальных групп.
В малых группах все члены находятся в непосредственном контакте. Размеры ее колеблются от двух до нескольких десятков человек (хотя некоторые ученые считают, что малой группой можно называть объединение не более 5—7 человек). К основным характеристикам малой группы относят: прямой контакт между индивидами, межличностное взаимовлияние, наличие общей цели и деятельности, внутригрупповое распределение функций и социальных ролей, общность интересов, социальных норм, традиции, определенную локализацию в пространстве и устойчивость во времени. Главное же в малой группе — это сила, с которой группа действует на своего члена.
(Адаптировано по материалам энциклопедии для школьников
С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
С2. Что, по мнению автора, объединяет людей в группу? Назовите четыре фактора.
СЗ. Что отличает формальную группу от неформальной? Используя содержание текста, укажите два отличия.
С4. Семья В. состоит из 7 человек: родителей, троих детей, дедушки и бабушки. Они проживают вместе в собственном доме. Родители работают и отводят детей в школу, дедушка забирает детей из школы и помогает им делать уроки, бабушка ведет домашнее хозяйство.
Какие указанные в тексте признаки малой группы проявляются в данном примере?
2) Смена поколений - это
1.Объективный фактор общественного прогресса
2. процесс, который обеспечивает преемственность в развитии человеческого рода
3. процесс совместной деятельности взрослых и молодежи по изменению условной жизни
4.все перечисленное
3)В соответствии с "Конвенцикй о правах ребенка", ребенком считается человек в возрасте до:
1. 10 лет
2. 13лет
3. 14 лет
4. 18 лет
4)Укажите что из перечисленного относится к разговидности духовной культуры.
1. Политическая культура
2. Техническая культура
3. Экономическая культура
4. Культура материального производства
5) Кто из русских писателей говорил: "Три чудные сестры - скульптора, живопись и музыка - украшают и услаждают мир, без них он был бы пустыня" ?
1. Ф.М. Достоевский
2. А.С Пушкин
3. Н.В Гоголь
4. А.П Чехов
7)Назвоите основные сферы жизни общества.
1.____________________________________
2.____________________________________
3.____________________________________
4.____________________________________
9)К видам духовной культуры НЕ относится культура:
1. нравственная
2. научная
3. правовая
4. техническая
10)Верны ли следующие суждения об авторитарном режиме?
А) Разрешает деятельность оппозиции
Б) Устанавливает контроль над основными сферами жизни
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Оба варианты верны
4. Оба варианты не верны
явлений природы и общества
в) - использование художественных образов
г) - обращение к сверхъествественным силам
2)Основные сферы жизни общества.
3) Что такое общественный институт? Назовите основные институты общества. 4) Назовите и охарактеризуйте основные сферы жизни общества.
5) Как связаны общественные отношения, институты и сферы жизни общества? Проиллюстрируйте эту связь примерами.
6) Приведите примеры, отражающие взаимосвязь различных сфер жизни общества. 7) Какие черты развития общества выделяют сторонники эволюционного подхода?
8) В какой форме выражается скачкообразность общественного развития?
9) Как и почему менялись оценки роли революций в развитии общества?
10) Что свидетельствует об ускорении в последнее время темпов общественного развития?