Приведите 5 примеров на взаимосвязь различных сфер жизни общества.
5-9 класс
|
Взаимосвязь сфер общественной жизни.
Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе духовной культуры народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, изменчивым характером.
Другие вопросы из категории
Сочинение-рассуждение на тему:"Роль права в жизни человека, общества, государства"
Буду благодарна)
Читайте также
3) Что такое общественный институт? Назовите основные институты общества. 4) Назовите и охарактеризуйте основные сферы жизни общества.
5) Как связаны общественные отношения, институты и сферы жизни общества? Проиллюстрируйте эту связь примерами.
6) Приведите примеры, отражающие взаимосвязь различных сфер жизни общества. 7) Какие черты развития общества выделяют сторонники эволюционного подхода?
8) В какой форме выражается скачкообразность общественного развития?
9) Как и почему менялись оценки роли революций в развитии общества?
10) Что свидетельствует об ускорении в последнее время темпов общественного развития?
столбца.
ФАКТЫ
СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
А) производство товаров и услуг
1) экономическая
Б) отношения «отцов» и «детей»
2) социальная
В) межнациональный конфликт
Г) оказание банковских услуг
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А
Б
В
Г
В2. Ниже приведён перечень социальных групп. Все из них за исключением одной образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из их ряда, образованному по другому признаку:
Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.
В3. Найдите в приведённом ниже списке пути общественного развития и выпишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания:
1) дифференциация
2) эволюция
3) мобильность
4) стратификация
5) революция
В4. Запишите слово, пропущенной в приведенной ниже схеме:
В5. Установите соответствие основных сфер жизни общества и характерных для них явлений.
СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
ХАРАКТЕРНОЕ ЯВЛЕНИЕ
1) политическая
А) Повышение налогов на бензин.
2) экономическая
Б) Выражение недоверия правительству.
3) социальная
В) Премьера оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».
4) духовная
Г) Повышение пенсий по старости на 200 рублей.
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А
Б
В
Г
Часть 3.
Прочтите текст и выполните задания С1—С4
Под социальной группой понимают объединение людей, имеющих общие признаки, общие интересы, ценности, традиции. Социальные группы классифицируют по различным основаниям. Приведем некоторые из них: в зависимости от наличия или отсутствия официального статуса группы делятся на формальные и неформальные. В зависимости от количества членов социальные группы делятся на малые, средние и большие.
К формальным относятся группы, построенные на основе официальных нормативных документов, на положениях, инструкциях. Члены таких групп нацелены на выполнение каких-либо видов деятельности и имеют упорядоченную определенным образом структуру. К неформальным группам относят стихийно складывающиеся объединения людей, которые не имеют документов, регламентирующих их деятельность. В формальных группах могут складываться отношения, которые характерны для неформальных групп.
В малых группах все члены находятся в непосредственном контакте. Размеры ее колеблются от двух до нескольких десятков человек (хотя некоторые ученые считают, что малой группой можно называть объединение не более 5—7 человек). К основным характеристикам малой группы относят: прямой контакт между индивидами, межличностное взаимовлияние, наличие общей цели и деятельности, внутригрупповое распределение функций и социальных ролей, общность интересов, социальных норм, традиции, определенную локализацию в пространстве и устойчивость во времени. Главное же в малой группе — это сила, с которой группа действует на своего члена.
(Адаптировано по материалам энциклопедии для школьников
С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
С2. Что, по мнению автора, объединяет людей в группу? Назовите четыре фактора.
СЗ. Что отличает формальную группу от неформальной? Используя содержание текста, укажите два отличия.
С4. Семья В. состоит из 7 человек: родителей, троих детей, дедушки и бабушки. Они проживают вместе в собственном доме. Родители работают и отводят детей в школу, дедушка забирает детей из школы и помогает им делать уроки, бабушка ведет домашнее хозяйство.
Какие указанные в тексте признаки малой группы проявляются в данном примере?
связаны. Б. Изменения в одной сфере жизни общества не влияют на другие сферы и общество в целом. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны
б) применением мобильных телефонов
в) высоким уровнем образования
г) урбанизацией
2. Процесс объединения наций и народностей, стирающий границы в культуре и экономике, проявляется в:
а) доминировании массовой культуры в мире
б) снижении роли ООН
в) образовании международных корпораций
г) ультиматумах странам третьего мира
3. В государстве А. директивная экономическая система. Это означает, что там:
а) существуют все формы собственности
б) есть частная собственность на квартиры
в) преобладает государственная собственность
г) есть частная собственность на землю
4. Какое из действий гражданин не должен совершать при защите своих прав потребителя?
а) обращаться в суд
б) обращаться к адвокату
в) встретиться с нарушителем прав
г) разбивать товар
5. Политическая партия - это организованная группа людей, стремящаяся......... .:
а) получить льготы
б) получить ордена
в) получить власть или возможность на нее влиять
г) получить премию
6. Политические партии бывают:
а) правые, левые и центристские
б) либеральные и коммунистические
в) главные и второстепенные
г) парламентские и оппозиционные
7. Что из нижеперечисленного относится к проявлениям духовной культуры?
а) жилой дом
б) мода
в) телевизор
г) правила поведения
8. Что из перечисленного ниже является лишним?
а) членораздельная речь
б) прямохождение
в) наличие разума
г) умение общаться
9. Николай внес деньги на счет в банке. В данном случае деньги являются:
а) средством обмена
б) средством платежа
в) средством накопления
г) мерой стоимости
10. Один из перечисленных источников семейного бюджета относится к социальным выплатам.
а) заработная плата отца
б) прибыль от семейного бизнеса
в) стипендия сына - студента
г) пенсия бабушки
11. Некоторые понятия из приведенных ниже являются лишними. Исключите их.
а) заработная плата
б) банковский процент
в) коммунальные платежи
г) пенсия
12. Что объединяет приведенные понятия? Фермерское хозяйство, коммерческий банк, туристическое агенство, ателье.
а) они относятся к экономической сфере
б) они относятся к сфере услуг
в) они относятся к сфере производства
г) они приносят прибыль владельцам
13. Что объединяет приведенные понятия?
Торговля, цена, продавцы, покупатели.
а) они относятся к политической сфере
б) это проявления социальной мобильности
в) это элементы отношений купли-продажи
г) они относятся к сфере управления экономикой
14. Запрет на какие-то действия, древнейшая форма обычая, называемая:
а) ограничение
б) дозволение
в) табу
г) предостережение
15. Исключите лишнее понятие среди приведенных:
а) дети
б) молодежь
в) нищие
г) пожилые
16. Ученые установили, что на выборы Президента РФ пришло больше молодежи, чем на выборы в Государственную Думу. С помощью каких методов исследования это могло быть установлено?
а) наблюдение
б) опрос
в) измерение
г) эксперимент