предпринимательство. роль предпринимательства в современной России доклад срочно
10-11 класс
|
материалах исследования сконцентрируем внимание на экономических аспектах предпринимательства. Базовые вопросы — роль предпринимательства, отношение к нему государства.
Еще на этапе перестройки были приняты: Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (19 ноября 1986 г.) и Закон «О кооперации в СССР» (26 мая 1988 г.), положившие конец монополии государственной собственности на средства производства. В последующем был принят Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (25 декабря 1990 г.), открывший новые возможности для взаимоотношений работодателей и работополучателей. В соответствии с этим законом разрешалось заниматься предпринимательством как индивидуально (действующий Гражданский кодекс РФ называет граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями — ИП), так и с применением наемного труда.
С тех пор прошло много времени, в течение которого созданы авторитетные общественные и государственные структуры поддержки малого и среднего бизнеса. В их числе: Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, созданное в форме ЗАО в 1992 г. по инициативе Правительства РФ и при содействии Фонда «Ноу-хау» правительства Великобритании; Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» (2002 г.); Совет по поддержке малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации с 2004 г.; специальная комиссия при Правительстве РФ по вопросам поддержки малого бизнеса, которую возглавляет первый вице-премьер с 2008 г., и другие институты. Однако отечественный малый и средний бизнес не чувствует себя в достаточной степени защищенным, свободным от «недружественных», подчас неожиданных мер со стороны государства.
Проанализируем ситуацию на самых простых количественных характеристиках малого и среднего бизнеса — его масштабе, динамике и отраслевой структуре. Согласно проведенному в 2011 г. Росстатом сплошному федеральному статистическому наблюдению за деятельностью субъектов малого и среднего бизнеса в 2010 г. в России насчитывалось 4,6 млн хозяйствующих субъектов, из которых 2,9 млн индивидуальных предпринимателей и почти 1,7 млн юридических лиц. Занятость малого и среднего бизнеса в сфере оптовой и розничной торговли ~ 40 %, в операциях с недвижимым имуществом и арендой — 21,1 %, в сферах строительства — 11,1 % (малых юридических лиц), добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств — 10,7 % (малого бизнеса).
Численность занятых в отечественном малом бизнесе ведомство оценивает в 25,2 % от всех работающих. Выручка от реализации товаров, работ и услуг составляет порядка 28,5 %. Инвестиции в основной капитал — около 10 %, стоимость основных фондов на конец 2010 г. составила 5,9 % от общей стоимости основных фондов в экономике [1]. По данным комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, относящимся к маю 2013 г., в сфере малого и среднего бизнеса функционирует шесть миллионов малых и средних предприятий, на которых занято более 17 млн чел., включая индивидуальных предпринимателей. При этом 18 млн чел. работают в теневом секторе [2].
Из этого следует, что масштабы малого бизнеса в России пока несопоставимы с аналогичными показателями многих других стран. Его доля в российском ВВП составляет около 20 %, в то время как в США, ЕС, развитых азиатских странах этот показатель находится в диапазоне 40—70 %. Доля занятых в малых и средних компаниях в странах Европейского союза, США, Японии в среднем составляет около 50—70 % от общего числа экономически активного населения, в России — менее 25 %.
Причины относительно слабого развития малого и среднего бизнеса в России многогранны и многоаспектны. Одна из самых очевидных — его начальная стадия. Вместе с тем недостаточное внимание государства в течение длительного времени уже в постсоветский период к нуждам малого бизнеса, как это ни звучит парадоксально, связано как раз с тем, что он «малый». Одно дело, когда несколько сотен крупных организаций, опираясь преимущественно еще на советский экономический фундамент, обеспечивают подавляющую часть бюджетных поступлений, другое — когда поступления от миллионов фирм составляют мизерную часть государственной казны. Одновременно эти миллионы, начиная дело, как правило, с чистого листа, требуют от государства неусыпного внимания и поддержки.
Концепция развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге I. Введение Настоящая Концепция разработана в рамках реализации «Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации», утвержденной 19.12.2001 года на заседании Государственного Совета Российской Федерации, направлена на актуализацию ее основных положений на территории Санкт-Петербурга, с учетом региональной специфики экономики, особенностей социально – экономического развития города, достигнутого уровня развития малого предпринимательства, и определяет политику исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере развития данного сектора экономики. Концепция нацелена на создание системы критериев, определяющих понятие малого предприятия для применения в законодательной и правоприменительной практике, уточнение целей политики исполнительных органов государственной власти; Формирование единого комплексного подхода к решению проблем развития малого предпринимательства со стороны органов законодательной и исполнительной власти Санкт-Петербурга, территориальных органов федеральных ведомств, саморегулируемых общественных организаций предпринимателей, общественных объединений граждан, средств массовой информации, субъектов базовых отраслей промышленности и крупного бизнеса; Определение приоритетов, правовых, организационных и финансовых инструментов государственной поддержки малого предпринимательства с участием средств бюджета Санкт-Петербурга, а также определение сфер деятельности, развитие которых осуществляется исключительно за счет рыночных механизмов и средств предпринимателей; Систематизацию мер государственной поддержки малого бизнеса с точки зрения максимальной эффективности расходования бюджетных средств. Общие положения Уровень развития малого предпринимательства является одним из важнейших показателей социальной ориентации современной рыночной экономики. Малое предпринимательство в Российской Федерации за 15 лет своего развития заняло определенное место в национальной экономике. В России действует 880 тысяч малых предприятий и более 4 млн. предпринимателей без образования юридического лица, на их долю малых приходится около 12% ВВП и около 8 млн. рабочих мест. Малый сектор российского бизнеса уже выполняет свою социально – экономическую роль. С его помощью решаются ключевые проблемы экономики: количественно насыщен рынок продовольственных и промышленных товаров, развивается свободная конкуренция в сфере торговли, услуг, промышленного производства. Созданы определенные (начальные) условия для самореализации в бизнесе наиболее активной части населения. В тоже время в странах ОЭСР малые предприятия выполняют не вспомогательную функцию, а являются реальной основой экономики, производя 50-60% ВВП, обеспечивая 50-80% занятости. Их доля в производстве инноваций составляет 55%, в экспорте – 25%. Малые предприятия в ОЭСР сосредоточены в производстве услуг (25%), розничной торговле (24%), строительстве (16%) и промышленном производстве (12%). Количество малых предприятий на 1000 человек в странах ОЭСР составляет 50-70 предприятий со среднегодовыми темпами роста 3,4%. Для сравнения в Российской Федерации на 1000 жителей – 5,6 предприятий. Малый бизнес, имея меньшие издержки, создает на одного занятого около 40 000 долларов в год, что в 2 раза превышает показатели крупных компаний. Во всех экономически развитых странах существует система мер, направленных на поддержку малого предпринимательства. Однако безапелляционная ориентация на показатели экономически развитых стран, из-за несопоставимости критериев малого предпринимательства и условий хозяйственной деятельности предприятий, и слепое копирование применяемых форм и методов работы может привести и приводит к существенному искажению государственной политики в сфере развития этого сектора экономики и ошибочному определению места и роли малого бизнеса в экономической жизни российского общества. Опыт Российской Федерации по совершенствованию мер государственной поддержки малого предпринимательства формировался на основе именно такого, поверхностного подхода, нашедшего свое отражение в единственном базовом документе – Федеральном Законе от 14.06.95 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», что привело к однобокой, малоэффективной политике, направленной, в основном, на развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса за счет государственных средств. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства стало практически самоцелью государственных программ, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Через федеральный и региональные фонды поддержки предпринимательства, агентства, консалтинговые структуры проходили значительные бюджетные средства, выделенные государством на развитие малого бизнеса, и стимулирующие не столько сам бизнес, сколько организации самой инфраструктуры.
Другие вопросы из категории
"Проблемы подростков в малой группе"
опросовданные: музыкальные передачи предпочитают почти 80%,общественно-политические программы слушают постоянно23%, концерты по заявкам — 21%, образовательные, науч-но-популярные программы — 17%, спектакли и драматиче-ские передачи — 10%, хит-парады — 9%.Можно ли на основании этих данных сделать вывод, чтои наше население отдает предпочтение продукции массовойкультуры? Поясните свою точку зрения.
б) мышления, психологии, разума, воображения
в)восприятия, памяти мышления, воображении
Какая из цепей питания указана верно?
а) сосна-дятел-жук-короед
б)слизни-капуста-жаба
в)рожь-мышь-змеи-орлы Буду очень благодарна!
Читайте также
Крупное предпринимательство -
Среднее предпринимательство -
Малое предпринимательство -