Статистика
Всего в нашей базе более 4 327 664 вопросов и 6 445 979 ответов!

В чём жизненность российской цивилизации?

10-11 класс

Rufhatova89 04 нояб. 2013 г., 22:42:22 (10 лет назад)
Рейтинг
+ 0 -
0 Жалоба
+ 0 -
новенький123321
04 нояб. 2013 г., 23:13:28 (10 лет назад)

Единственно возможным способом осмыслить сложный жизненный путь Российской цивилизации состоит в расчленении этой большой цивилизации на несколько последова­тельных циклов. Каждый из них составляет особую отдельную цивилизацию. Но в то же время очевидна тесная связь между ними.

Существенно то, что культурный субстрат всех этих цивилизаций-циклов в основном совпадает. Даже территориально. События в жизни одного цикла сказываются в жизни другого последующего цикла. Как всегда при наличии последовательных циклов одной большой цивилизации, границы между ними во времени четко не разделены. Еще продол­жаются события, относящиеся к жизни одного цикла, а уже происходят во все большем количестве события, по существу относящиеся к последующему циклу. Разделить их мож­но лишь при общем взгляде, при некотором отстранении от деталей.

В высшей степени естественно, что метрополия нового цикла смещается (и в территори­альном смысле, и что важнее, в отношении людей, образующих тело общества) и не совпада­ет с метрополией цивилизации предшествующего цикла. Некоторые элементы жизни пред­шествующего цикла преобразуются в элементы жизни следующего за ним.

Происходит наложение основных периодов жизненного пути. С одной стороны доста­точное количество явлений дозволяет рассматривать их как относящихся к позднему пери­оду одного цикла цивилизации, с другой, целесообразно расценивать их как процессы, принадлежащие уже другому, более молодому, наследующему циклу.

Трудность разделения может вызвать сомнение в целесообразности принятого подхо­да, заключающегося в расчленении как бы единого жизненного пути на отдельные циклы, обладающие каждый своим особым жизненным путем. Но эти трудности все же преодолимы. Например, внимательный анализ событий жизни Российской цивилизации позволяет доволь­но отчетливо разделить цивилизацию на несколько последовательных циклов, представляю­щих каждый самостоятельную цивилизацию, хотя и связанных между собою весьма тесно.

Ответить

Читайте также

ДОКУМЕНТ Размышления об особенностях российской школы экономической мысли академика РАН Л. И. Абалкина (из доклада на научной конференции Института

экономики РАН и Вольного экономического общества России) . Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и свое понимание прогресса.. . В связи с этим предстоит еще раз вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли.. . Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. Ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем. Это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. То, что признано на Западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимается в российской экономической мысли. Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления... Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха. Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ 1. Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы? 2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию? 3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны? 4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.

На какую особенность российской цивилизации указывает Чаадаев?

Россия- целый особый мир , покорный воле одного человека, именуется он Петром или Иваном, не в этом дело: во всех случаях одинаково это олицетворение произвола"

ДОКУМЕНТ

Размышления об особенностях российской школы экономической мысли академика РАН Л. И. Абалкина (из доклада на научной конференции Института экономики РАН и Вольного экономического общества России) .

Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и свое понимание прогресса.. . В связи с этим предстоит еще раз вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли.. . Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. Ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем. Это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. То, что признано на Западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимается в российской экономической мысли.

Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления... Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха.

Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

1. Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы?
2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию?
3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны?
4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.

Прочтите фрагмент статьи современного российского социолога. Подростки готовы заимствовать из родительской систе­мы ценностей модель родственных связей

(готовы при­нять 70% подростков, не готовы — 7%). Достаточно вы­сок также рейтинг такой семейной ценности, как про­фессиональные интересы, отношение к работе (готовы сле­довать такой родительской модели поведения в среднем 62%, отвергают ее 14% подростков). Следующая семейная ценность, принимаемая детьми в качестве образца поведе­ния, — внесемейное общение, и прежде всего отношения с друзьями (принимают 51% подростков, отвергают — 14%). Несколько меньше половины подростков (46%) одобряют систему воспитания, принятую в родительской семье. Не пользуются поддержкой детей эмоциональ­ные взаимоотношения между родителями: положитель­но оценивают их лишь 17% подростков при 33% нега­тивных оценок. Наконец, совсем не одобряют подростки формы проведения родителями своего свободного време­ни. В условиях меняющегося общества традиционные ценно­сти семьи зачастую становятся тормозом при усвоении но­вых жизненных реалий. В такой ситуации процесс транс­формации семейных ценностей, их приспособление к новым условиям жизни часто происходят при активном участии младшего поколения в семье. Такой социальный феномен имеет место сегодня в российском обществе: наблюдается не­типичная ситуация признания родителями высокой компе­тентности детей в ряде вопросов, связанных с реальными ценностями нового социума. Таким образом, в переходном российском обществе следует говорить не столько о тради­ционной передаче семейных ценностей от родителей детям, сколько о разнонаправленном их участии в этом процессе. На межпоколенном уровне наряду с усвоением детьми базо­вых ценностей происходит трансформация ценностной сис­темы родителей. 1| Вопросы и задания к источнику. 1) Какое положение парагра­фа дополняет и расширяет документ? 2) Проранжируйте на основе текста семейные ценности молодого поколения. 3) Как понимает автор разнонаправленное участие родителей и детей в передаче цен­ностей? Что вы можете отнести к ценностям вашей семьи? Каково ваше личное отношение к ценностям старших поколений?



Вы находитесь на странице вопроса "В чём жизненность российской цивилизации?", категории "обществознание". Данный вопрос относится к разделу "10-11" классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "обществознание". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.